Как рассчитать резервный фонд отпускных в бюджетном учреждении

Резервы предстоящих расходов в бухгалтерском учете учреждения

Как рассчитать резервный фонд отпускных в бюджетном учреждении

Объекты и схемы учета материалов, основных средств или расчетов с контрагентами прозрачны, потому что близки к реалиям жизни. Но когда бухгалтер начинает работать с будущими периодами, предстоящими расходами, иллюзорность объектов и событий вносит путаницу. Такие участки учета требуют особого внимания.

Данное понятие впервые появилось в Инструкции № 157н от 01.12.2010 и описывает суммы, для которых нельзя определить величину или время исполнения.

Это слабо прогнозируемые статьи расходов, тем не менее их нужно каким-то образом относить на финансовый результат учреждения.

Резервы предстоящих расходов и платежей формируются именно для того, чтобы равномерно распределять такие суммы в течение года. Подход к их учету особый и не всегда понятный даже опытным бухгалтерам.

Инструкция № 157н не обязывает учреждения закладывать такие расходы на будущее, но, учитывая рекомендации Минфина России (письмо № 02-07-07/28998 от 20.05.2015) формировать резервы все-таки стоит для некоторых видов затрат:

  • штрафных санкций/пеней/компенсаций;
  • выплат за предстоящие отпуска по фактически отработанному времени;
  • компенсаций за неиспользованные работниками отпуска, в том числе суммы за социальное страхование;
  • финансовых обязательств, которые могут возникнуть в силу реструктуризации или ликвидации учреждения;
  • резервы на гарантийное обслуживание;
  • иных обязательств, для которых нельзя установить точную сумму и/или время исполнения.

Суммы отпускных и компенсаций — самый наглядный и распространенный вид предстоящих расходов. Подробные разъяснения по ним дал Минфин России в том же письме № 02-07-07/28998.

В каждом учреждении может быть свой перечень предстоящих расходов. Важно, чтобы он был зафикисрован в учетной политике с указанием вида резерва, даты его создания, периодичности расчета (раз в месяц, квартал или год) и пр.

Резерв предстоящих расходов vs расходы будущих периодов

Несмотря на то что оба понятия определяют суммы, которые будут потрачены в будущем, существует определенная разница в содержании и учете этих расходов.

В отличие от резервов, расходы будущих периодов — это уже начисленные учреждением суммы. Размер этих затрат определен, они относятся к одному или нескольким периодам в будущем и в бухгалтерском учете признаются согласно датам

В бухгалтерском учете доходы такого типа отражаются на счете 0 401 40 000 (п. 301 Инструкции № 157н от 01.12.2010). Когда наступает период, к которому относятся ранее учтенные доходы, суммы переходят на текущие доходы учреждения.

Резервы предстоящих доходов и платежей отличаются прежде всего тем, что нельзя точно спрогнозировать величину и/или время исполнения: будут ли они потрачены полностью, во II или в III квартале и пр.

Учет резервов предстоящих расходов

Резервы предстоящих расходов и платежей зачисляются на отдельный счет 0 401 60 000 (п. 302 Инструкции № 157н). Анализ потраченных средств по этому счету позволяет учреждению определять резервные суммы, чтобы покрыть отложенные обязательства.

Минфин России в письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами» рекомендует учреждениям детализировать счет и в приложении № 1 приводит пример такой детализации.

Рис. 1. Рабочий план счетов

Учреждение может разработать собственную детализацию расходных статей, но ее также следует утвердить в учетной политике учреждения.

Чтобы в бухгалтерском учете правильно отразить операции по счету, надо опираться на положения инструкции, соответствующей типу учреждения:

— для казенных — Инструкция № 162н от 06.12.2010;

— для бюджетных — Инструкция № 174н от 16.12.2010;

— для автономных — Инструкция № 183н от 23.12.2010.

Рис. 2. Основные операции, используемые для учета

Счет 401 60 требует равномерно относить расходы на финансовый результат. С учетом трудозатрат учреждение может установить удобную для него периодичность — раз в месяц или реже.

https://www.youtube.com/watch?v=2EOLdMNg7UI

Учреждение вправе менять или списывать суммы резервов. Их корректировка проводится с опорой на результаты инвентаризации в порядке, утвержденном учетной политикой. Изменяется сумма резерва той же операцией, что используется при формировании, но методом «красное сторно».

Резерв можно потратить только на те цели и обязательства, для которых он и был сформирован. Если резерв не был израсходован в отчетном году, остаток надо скорректировать и перенести на следующий год на ту же статью расходов. Если такого же вида затрат учреждение не планирует, резервная сумма должна быть скорректирована.

Пример. МАУ «Петровская районная школа искусств» на 30 июня 2017 года начислило резервы предстоящих расходов на отпускные выплаты — 400 000 рублей и уплату страховых взносов — 120 000 рублей. Резервы были сформированы из средств, полученных от коммерческой деятельности.

В августе 2017 года пять сотрудников отправились в отпуск. Бухгалтерия начислила им отпускные в сумме 90 000 рублей, сумма страховых взносов составила 27 000 рублей.

Данные операции будут выглядеть так:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Отражены затраты по формированию резерва расходов на отпускные выплаты2 109 61 211 2 109 60 2132 401 61 211 2 401 61 213400 000 120 000
Отражены обязательльства по формированию резервов на отпускные выплаты сотрудникам и страховым взносам2 506 90 211 2 50690 2132 502 99 211 2 502 99 213400 000 120 000
Начислены отпускные2 401 61 2112 302 11 00090 000
Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды2 401 61 2132 303 02 000 2 303 06 000 2 303 07 0002 303 10 00027 000
Приняты обязательства по отпускным выплатам текущего года 2 506 10 211 2 506 10 2132 502 99 211 2 502 11 21390 000 27 000
Уменьшено отложенное обязательство по отпускным выплатам методом «красное сторно»2 506 90 211 2 506 90 2132 502 99 211 2 502 99 213(90 000) (70 000)

Несмотря на очевидную пользу, резервы предстоящих расходов — достаточно трудоемкий участок учета. Хорошим подспорьем для бухгалтера будет автоматизация этих процессов. Современные учетные программы позволяют отслеживать суммы резервов, корректно разносить их по счетам и учитывать при подготовке отчетности.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1629

Пять примеров, как рассчитать резервы предстоящих расходов в бухучете

Как рассчитать резервный фонд отпускных в бюджетном учреждении

На 2017 год сформируйте резервы предстоящих расходов. Учреждение самостоятельно определяет виды резервов для учета. Минфин России настаивает, что резервы по оплате отпусков и резервы по претензионным требованиям и искам – обязательные. В учетной политике на 2017 год установите методику расчета резервов. Примеры расчета резервов предстоящих расходов разных видов читайте в статье.

Пример 1

Резерв на оплату отпусков

Бюджетное учреждение «Альфа» формирует резерв на оплату отпусков. В учетной политике бухгалтер прописал, что резерв на оплату отпусков нужно определять ежемесячно на последний день месяца.

Расчет резерва производить по среднему дневному заработку всего учреждения за последние 12 месяцев, предшествующих дате расчета резерва. Данные о количестве дней неиспользованного отпуска предоставляет кадровая служба.

Учреждение применяет общеустановленную ставку страховых взносов.

На 30 ноября 2016 года, по данным отдела кадров, количество неиспользованных дней отпусков всеми сотрудниками – 43 дня. Годовой фонд оплаты труда по учреждению за период с 1 декабря 2015 года по 30 ноября 2016 года составил 29 534 400 руб. Количество штатных единиц по состоянию на 1 декабря 2016 года – 70. Бухгалтер рассчитал средний дневной заработок в целом по учреждению:

29 534 400 руб. : 12 мес. : 70 : 29,3 = 1200 руб.,

где 29,3 – среднемесячное число календарных дней (ст. 139 ТК РФ).

Бухгалтер произвел расчет резерва на оплату отпусков. Для этого он определил:

– сумму оплаты отпусков – 43 дн. × 1200 руб. = 51 600 руб.;

– сумму страховых взносов – 51 600 руб. × 30,2% = 15 583 руб.

Резерв на оплату отпусков, который бухгалтер начислит в учете, – 67 183 руб. (51 600 руб. + 15 583 руб.).

Данная методика разъяснена в письме Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998.

Как отразить в бухгалтерском учете формирование резервов на оплату отпусков, смотрите в Системе Госфинансы:

Пример 2

Резерв по претензионным требованиям и искам

Бюджетное учреждение «Альфа» и ООО «Мастер» в 2016 году заключили договор на приобретение компьютеров в сумме 1 000 000 руб. По условиям договора учреждение обязано произвести оплату в течение 10 дней после получения товара. Учреждение из-за задержки финансирования произвело оплату через 15 дней.

ООО «Мастер» обратилось в суд, чтобы учреждение уплатило неустойку за просрочку платежа на пять дней. Судебное заседание состоится в 2017 году. В 2016 году судебного решения нет, но учреждение планирует возместить ущерб. Юрист бюджетного учреждения «Альфа» оценил, что судебное решение будет принято в пользу ООО «Мастер».

По договору размер неустойки составляет 0,1 процента за каждый день просрочки. Бухгалтер бюджетного учреждения рассчитал, что выплата ООО «Мастер» составит:

– 5000 руб. (1 000 000 руб. × 0,1% × 5 дн.) – сумма неустойки;

– 200 руб. – судебные издержки ООО «Мастер».

В учетной политике бухгалтер прописал, что резерв по претензионным требованиям создается при наличии судебных исков.

Бухгалтер рассчитал величину данного резерва по претензионным требованиям и искам на 2017 год, чтобы учесть его в 2016 году,  – 5000 руб. + 200 руб. = 5200 руб.

О формировании резервов при наличии претензионных требований и исков разъяснено в письме Минфина России от 22 апреля 2016 г. № 02-06-10/23392.

Как отразить в бухгалтерском учете формирование резервов по претензионным требованиям и искам, смотрите в Системе Госфинансы:

Пример 3

Резерв на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы

31 декабря 2016 года бухгалтер бюджетного учреждения «Альфа» отразил в инвентаризационной описи кредиторскую задолженность по услугам связи (оплата за Интернет). По договору между «Альфой» и ООО «Интерсвязь» оплата за услуги Интернета производится 2-го числа каждого месяца в сумме 2500 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности.

В учетной политике бухгалтер прописал, что резерв на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, формируется поквартально.

Фактически оказанные услуги за декабрь 2016 года составили 2550 руб., счет за оказанные услуги в декабре 2016 года поступит 2 января 2017 года. Бухгалтер начислил резерв на оплату обязательств в сумме фактически оказанных услуг. Денежные средства в размере 2550 руб. сохранил на лицевом счете для оплаты в 2017 году.

Таким образом, в бухгалтерской отчетности кредиторская задолженность не отразилась.

О порядке отражения операций по формированию резерва на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, разъяснено в письме Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998.

Как отразить в бухгалтерском учете резервы на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, смотрите в Системе Госфинансы:

Пример 4

Резерв на ремонт основных средств

Бюджетное медицинское учреждение «Альфа» 25 ноября 2016 года приобрело аппарат УЗИ в сумме 400 000 руб. В учетной политике установлено, что формирование резерва на ремонт основных средств осуществляют ежемесячно в размере 1/12 от объема планируемых расходов на ремонт за счет средств от приносящей доход деятельности.

Бухгалтер составил смету на возможные поломки частей оборудования:

Запасная частьВозможная поломкаПримерная стоимость ремонта, руб.
Основной блокСгорела материнская плата150 000
МониторНеравномерное освещение35 000
USB-портСломался разъем2000
Итого: сумма возможного ремонта187 000

Планируемые расходы на ремонт аппарата УЗИ в 2017 году составили 187 000 руб.

Бухгалтер рассчитал величину резерва на ремонт основных средств – 15 583 руб. (187 000 руб. : 12 мес.). Эту сумму бухгалтер будет отражать нарастающим итогом 1-го числа каждого месяца в течение финансового года.

О порядке отражения операций по формированию резерва на ремонт основных средств разъяснено в письме Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998.

Как отразить в бухгалтерском учете формирование резервов на ремонт основных средств, смотрите в Системе Госфинансы:

Пример 5

Резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

Учебная мастерская бюджетного учреждения «Альфа» в течение четырех лет производит мебель (парты, стулья). По договору поставки на готовую продукцию предоставляют гарантию шесть месяцев. В учетной политике бухгалтер установил, что расчет резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание производится на дату реализации мебели.

Учреждение формирует резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в налоговом учете, поэтому в бухгалтерском учете его создают по тем же правилам (ст. 267 НК РФ). Величина резерва зависит от коэффициента предельного размера резерва и выручки за тот период, в котором произведен расход.

30 ноября 2016 года учреждение заключило договор с бюджетным учреждением «ДЮСШ» на поставку мебели в сумме 110 000 руб.

Бухгалтер рассчитал коэффициент предельного размера резерва. Этот показатель определяет качество производимой продукции и влияет на величину резерва. Для расчета бухгалтер взял сумму выручки от реализации продукции и сумму расхода на гарантийный ремонт за последние три года, предшествующих дате реализации товара:

ГодВыручка от реализации готовой продукцииРасходы на гарантийный ремонт проданной мебелиПредельный размер резерва на IV квартал (гр. 4 = гр. 3 : гр. 2)
1234
2013150 00030 0000,076
2014280 00015 000
2015320 00012 000
Итого за три года750 00057 000

Коэффициент предельного размера резерва составил 0,076. Чтобы сформировать резерв в IV квартале 2016 года, бухгалтер взял выручку от реализации мебели за IV квартал 2016 года – 110 000 руб.

Величина резерва на гарантийный ремонт и на гарантийное обслуживание составит 8360 руб. (110 000 руб. × 0,076).

О порядке отражения операций по формированию резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание разъяснено в письме Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998.

Как отразить в бухгалтерском учете формирование резервов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, смотрите в Системе Госфинансы:

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102486-pyat-primerov-kak-rasschitat-rezervy-predstoyashchih-rashodov-v-buhuchete

Расчет отпуска в 2019 году (пример) — как оплачивается, резерв, как начисляется — Центр Про

Как рассчитать резервный фонд отпускных в бюджетном учреждении

Для кадровиков и работников бухгалтерий планирование отпусков – один из важнейших рабочих моментов на протяжении года.

Согласно законам РФ, работники имеют право перемежать периоды трудовой активности с отдыхом, поэтому ежегодно каждый из них получает 28 календарных дней отпуска.

При этом закон не запрещает дробить это время на несколько отпускных этапов, но хотя бы 14 дней должны в обязательном порядке отгуливаться без перерывов.

Что меняется в расчете отпускных с 2019 года

Если работник собирается в отпуск в 2019 году, то меняется расчетный период. Ведь средний заработок для отпускных определяют за 12 месяцев, предшествующих отпуску (ст. 139 ТК).

Например, работник собирается в отпуск в феврале 2019 года, тогда определять средний заработок следует за период с февраля 2018 года по январь 2019 года.
Когда считали отпускные в 2018 году, в расчет надо было включать выплаты и отработанное время за 2017 и 2018 годы.

Допустим, работник использовал отпуск с 26 ноября 2018 года. Определять средний заработок нужно за период с ноября 2017 года по октябрь 2018-го включительно.

Рассчитать отпускные можно в Программе Главбух 24/7 . Сервис заполняет записку-расчет и приказ на отпуск. Удержит с отпускных НДФЛ и начислит взносы. А потом перенесет все суммы в отчеты по взносам и НДФЛ.

Других изменений в расчете отпускных с 2019 года нет. Отпускные по-прежнему необходимо считать в соответствии со статьей 139 ТК и Положением о среднем заработке (утв. постановлением Правительства от 24.12.2007 № 922).

Документы, которые нужны для оформления отпуска, можно скачать на компьютер по ссылке.

Начисление отпускных выплат в 2019 году

Непосредственно процедура расчета и совершения выплат имеет такие особенности:

  • до отправки в отпуск должны быть оформлены такие документы: график предоставления отпусков сотрудникам, заявления с подписями руководителя организации, а также соответствующий приказ;
  • основа для совершения расчетов – ваш средний заработок за 1 день на протяжении последних 12 месяцев. Законодательство допускает возможность предоставления оплачиваемого отпуска по истечении полугода, однако на такой шаг идут далеко не все организации;
  • расчет среднедневного заработка нужно проводить с учетом коэффициента индексации (повышения) окладов для сотрудников, если такая была проведена в году, предшествующем отпуску;
  • отпускные выплаты точно также подвержены начислению страховых взносов и подоходного налога, как и другие виды доходов физлиц, поэтому вам придется уплатить фискальные и страховые сборы. Перечисление налоговых средств в бюджет происходит не в день начисления выплаты, а в последний день месяца, когда они были совершены;
  • выдача денег отпускнику должна быть произведена до момента его ухода в отпуск – законодательные нормы устанавливают срок в три дня до начала отпускного периода.

Если расчет отпускных производится для работника, который не брал на протяжении года отгулов и не уходил на больничные, то начисления происходят по следующей формуле:

Где:

  • ЗП – оклад, полученный работником в предотпускном периоде;
  • 12 – количество месяцев, которые влияют на сумму отпускных;
  • 29,3 – среднее число рабочих дней в месяце;
  • Чдо – число дней, которые назначены работнику в качестве отпуска.

Таким образом, можно трактовать формулу проще – для вычисления суммы отпускных нужно умножить значение среднего дневного заработка на число отпускных дней.

Не стоит забывать и про исключения – если работник уходит на отдых по истечении 6 или 10 месяцев, то в формуле просто меняется соответствующий множитель.

Если есть дни, в которые сотрудник не работал, то их нужно вычесть из периода расчетов. Российское законодательство относит к таким дням:

  • организованные забастовки;
  • стачки;
  • неоплачиваемые отпуска;
  • декретные отпуска и отпуск по уходу за ребенком;
  • простои по вине работника;
  • дни, выпавшие на государственные праздники.

Источник:

Похожие публикации

Формирование резерва на оплату отпусков предусмотрено ПБУ 8/2010 и является обязательным для всех российских компаний за исключением предприятий, работающих на упрощенной системе ведения учета.

Подобный резерв – это оценочное обязательство перед персоналом фирмы: на конец отчетного периода у многих сотрудников имеются дни неиспользованных отпусков. Образование подобного резерва, как отражение в бухучете обязательств, выполнение которых, несомненно, настанет в будущем, делает отчетность более достоверной и реалистичной.

Ведь отпуск обязательно наступит и будет гарантировано оплачен. О том, как рассчитать резерв отпусков и отразить его в учетных регистрах расскажет эта статья.

Резерв отпусков: как формируется

Компании, создающие резерв, обязаны отметить в учетной политике этот факт, а также периодичность формирования резерва и метод расчета, который будет применяться.

Начисляют резерв на окончание каждого отчетного периода.

К примеру, в компаниях, представляющих только годовую отчетность, резерв формируют один раз на 31 декабря, на предприятиях с квартальной отчетностью создание резерва проводят на каждое последнее число квартала.

Возможно и ежемесячное начисление резерва. Этот вариант наиболее точен, поскольку с каждым месяцем число дней очередного отпуска сотрудника растет, но и, естественно, трудоемок.

В связи с избранной периодичностью, начисление резерва на оплату отпусков осуществляется на конец:

Отпускной резерв, как и все оценочные обязательства, отражается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Для удобства учета открывают отдельный субсчет. Отчисления в резерв по отпускам в бухгалтерском учете производятся по Д/ту счетов, участвующих в начислении заработной платы сотрудникам:

  • занятым непосредственно в цехах – сч. 20;
  • вспомогательных служб – сч. 23;
  • АУР и общехозяйственного персонала – сч. 26;
  • занятым в продажах– сч. 44;
  • участвующим в строительстве – сч. 08.

Бухгалтерская запись при начислении резерва – Д/т (20, 23, 26, 44, 08) К/т 96

В балансе компании сумма созданного резерва (К/т 96) фиксируется в пассиве по строке 1540.

Резерв отпусков: формирование и учет в 2017 году – способы расчета

Законодательством не определен строгий алгоритм расчета резерва, однако требует его достоверного установления и документального подтверждения.

Таким образом, компании порядок расчета определяют самостоятельно и закрепляют в учетной политике документ, применяемый для этих целей.

Это может быть бухгалтерская справка с необходимыми приложениями, форма, разработанная на основе расчетных ведомостей и сведений кадровой службы либо другой удобный для фирмы документ.

Методов расчета резерва несколько, мы представим наиболее точный из них – расчет на основе среднедневного заработка.

На каждую отчетную дату кадровик представляет информацию о наличии неиспользованных отпусков (включая дополнительные) в днях по каждому работнику.

Бухгалтер рассчитывает общее количество причитающихся дней по группам работников, разделяя их по источникам формирования зарплаты.

Затем рассчитывают среднедневной заработок по группе, применяя формулу:

Зсд = ФОТ / Т / Р, где ФОТ – начисленная зарплата всем сотрудникам группы за текущий период, Т – число дней в текущем периоде, Р – число работников группы.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков начисляют так:

О = (Зсд * Вс + Зсд ) х До, где Вс – суммарный тариф страховых взносов, До – суммарное число дней отпуска работников группы на конец текущего периода.

Резервы, рассчитанные по нескольким группам сотрудников, суммируются.

Пример расчета

Численность – 45 человек.

Зарплата персонала формируется по Д/ту счетов 20, 26 и 44, поэтому исходные данные поместим в таблицу и сделаем расчет по группам. Суммарный процент отчислений во внебюдженые фонды — 30,2%.

Расчет отпускных в 2019 году

Начиная с 2018 года, российским бухгалтерам пришлось привыкать к немного другой схеме начисления отпускных, отличной от той, по которой мы жили еще с 2007 года, но, ничто не свидетельствует о том, что в 2019-м в отношении этого вопроса последуют какие-либо коренные изменения.

Разве что, возможно, они коснутся конкретных ставок ряда налогов, но, тут, как говорится, подставить новые цифры в уже готовые формулы, когда для того придет время, будет делом техники.

Безусловно, мы не застрахованы от того, что еще до конца этого, а то и на протяжении следующего года, все же примут те многократно обещанные поправки, но, пока этого не произошло, переливать из пустого в порожнее у рядового бухгалтера, как обычно, времени не находится.

Итак, сегодня мы поговорим о том, какая схема расчета является наиболее общей и законодательно верной, какие выплаты не включаются в исчисление средней зарплаты, а также о правильном определении количества расчетных дней. И, разумеется, поясним все это на конкретных примерах.

Общие положения

Отпускными, согласно нашему законодательству, являются материальные вознаграждения в денежной форме за положенное человеку, состоящему с работодателем в трудовых взаимоотношениях любого типа, для отдыха время.

Право на отпуск гарантировано нашим ТКРФ, и о своем намерении пойти в него трудящийся предупреждает свою организацию заранее, когда составляется соответствующий график, целью которого является поинформированность администрации и ответственных лиц на предмет того, как им следует планировать бюджет, а также рабочий процесс относительно ожидаемого факта отсутствия на рабочем месте специалиста.

В стандартном виде отпуск равен 28 календарным дням (для ряда профессий, категорий, местностей и прочих особенностей существуют различные нормы, которые стоит уточнять непосредственно в Кодексе). И использовать их можно в любом количестве и порядке по взаимной договоренности с работодателем, при учете, что хотя бы две полные недели будут «отгуляны» беспрерывно.

https://www..com/watch?v=2EOLdMNg7UI

Предоставляется отпуск по заявлению работника, после визирования его дирекцией и издания соответствующего приказа.

При поступлении этого документа в бухгалтерию, финансисты предприятия начисляют будущему отпускнику все причитающиеся ему выплаты и выдают их на руки либо перечисляют на банковскую карту по зарплатному проекту, на расчетный счет и т.п., не менее чем за три календарных дня до даты ухода.

Порядок начисления и расчетные дни

В самом простом случае сумма отпускных исчисляется как произведение среднедневного заработка на количество дней отпуска (календарных). Но, хоть оплачивается и полное количество упомянутых в приказе дней, надо помнить, что если в их число входят нерабочие праздники, то их следует из расчета исключать. Соответственно, и в общей сумме фигурировать они не будут.

Источник:

Как рассчитать резерв отпусков на 2019 год

Резерв по отпускам — это аккумулированные средства, которые предназначены на оплату будущих отпусков работников. Резерв должны создавать многие организации. В статье рассмотрим, кто обязан формировать такое обязательство, опишем, как рассчитать резерв отпусков, каковы особенности формирования и учета в бухгалтерском и налоговом учете.

Резерв отпусков является оценочным обязательством и обязанность его создания предписывает ПБУ 8/2010, утвержденное Приказом Минфина от 13.12.2010 № 167н.

Создавать его обязаны все компании, за исключением тех, у кого есть право вести бухучет в упрощенной форме. Право ведения упрощенного бухгалтерского учета установлен Законом о бухучете № 402-ФЗ для следующих организаций:

  • субъектов малого предпринимательства;
  • некоммерческих организаций;
  • участников проекта «Сколково».

Все остальные компании обязаны создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Правила его формирования организация определяет самостоятельно и прописывает в своей учетной политике.

При его создании в расходах признается сумма оценочного обязательства, а не выплата отпускных. Последние будут начисляться за счет оценочного обязательства.

Для их учета используется счет 96 плана счетов бухучета, к которому открывается отдельный субсчет «Резерв на оплату отпусков».

Резерв на оплату отпусков, проводки:

ОперацияДебетКредит
Зарезервированы денежные средства на будущую оплату отпусков20, 25, 26, 4496
Начислены отпускные9670
Выплачены начисленные суммы7051, 50

Методики создания резерва в бухучете

Согласно пункту 15 ПБУ 8/2010, создать оценочное обязательство необходимо как минимум один раз в год по состоянию на 31 декабря (то есть отчетную дату).

В таком случае на 31 декабря единовременно резервируется сумма отпускных, которая будет выплачена в будущем году, одной проводкой. Например, можно взять объем отпускных выплат, аналогичный выплатам за отчетный год.

Такой принцип формирования является наиболее простым с точки зрения учета, но некорректен с точки зрения признания расходов. Ведь на отчетную дату у компании еще нет обязательств к выплате отпускных сумм сотрудникам. Они могут быть уволены, компания может набрать новых сотрудников и оценка окажется неверной.

Более правильным является равномерное признание расходов на формирование резерва в течение всего года.

Если использовать такой метод, то необходимо оценить сумму неотгулянных отпусков по состоянию на 31 декабря, а также ежемесячно определять стоимость накопленных отпусков и делать доначисление резервируемых сумм.

Источник: https://centrproh.ru/personal/raschet-otpuska-v-2019-godu-primer-kak-oplachivaetsya-rezerv-kak-nachislyaetsya.html

Как рассчитать резерв отпусков на 2019 год

Как рассчитать резервный фонд отпускных в бюджетном учреждении

Резерв по отпускам — это аккумулированные средства, которые предназначены на оплату будущих отпусков работников. Резерв должны создавать многие организации. В статье рассмотрим, кто обязан формировать такое обязательство, опишем, как рассчитать резерв отпусков, каковы особенности формирования и учета в бухгалтерском и налоговом учете.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Резерв отпусков является оценочным обязательством и обязанность его создания предписывает ПБУ 8/2010, утвержденное Приказом Минфина от 13.12.2010 № 167н.

Создавать его обязаны все компании, за исключением тех, у кого есть право вести бухучет в упрощенной форме. Право ведения упрощенного бухгалтерского учета установлен Законом о бухучете № 402-ФЗ для следующих организаций:

  • субъектов малого предпринимательства;
  • некоммерческих организаций;
  • участников проекта «Сколково».

Все остальные компании обязаны создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Правила его формирования организация определяет самостоятельно и прописывает в своей учетной политике.

При его создании в расходах признается сумма оценочного обязательства, а не выплата отпускных. Последние будут начисляться за счет оценочного обязательства.

Для их учета используется счет 96 плана счетов бухучета, к которому открывается отдельный субсчет «Резерв на оплату отпусков».

Резерв на оплату отпусков, проводки:

Операция Дебет Кредит
Зарезервированы денежные средства на будущую оплату отпусков20, 25, 26, 4496
Начислены отпускные9670
Выплачены начисленные суммы7051, 50

Начисление резерва на оплату отпусков в налоговом учете

В налоговом учете создание такого оценочного обязательства является правом, а не обязанностью компании. Но если вы хотите избежать учета временных разниц, то есть смысл принять решение о его формировании. В этом случае также в расходах учитываются отчисления в резерв, но не учитываются отпускные и начисленные на них страховые взносы.

Порядок создания прописан в Налоговом кодексе в статье 324.1. Если компания примет решение о его формировании, то в учетной политике необходимо отразить:

  • сам факт принятия решения;
  • способ резервирования;
  • предельное отчисление на текущий налоговый период;
  • процент отчисления.

Процент отчисления рассчитайте по формуле:

Ежемесячные отчисления рассчитывайте так:

На конец каждого года необходимо провести инвентаризацию оценочного обязательства. Для этого:

  1. Определяется количество неотгулянных дней отдыха по каждому сотруднику.
  2. Определяется прогнозное значение сумм отпускных исходя из среднего заработка.
  3. Сравнивается оценка и фактически полученный остаток на конец года.
  4. Если фактически начисленная сумма меньше расчетной, то ее доначисляют, отнеся сумму превышения к расходам на оплату труда.
  5. Если фактическое начисление окажется выше инвентаризационной оценки, то излишнюю часть списывают и включают во внереализационные доходы.

Для облегчения учета и минимизации временных разниц следует принять решение о создании оценочного обязательства и в налоговом учете. Причем стоит прописать правила его создания в бухучете, аналогичные тем, которые установлены в Налоговом кодексе.

Минфин в 2012 году в Письме № 03-03-06/4/29 высказал мнение, что компенсацию за неиспользованный отпуск нельзя начислять за счет резерва, а следует включать в затраты в момент начисления.

Данная позиция является спорной, поскольку суммы отпускных, за которые выплачивается компенсация, уже были включены в расходы при формировании оценочного обязательства.

Следование ей ведет к завышению расходов, к тому же создает временную разницу с бухгалтерскими данными.

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

Как рассчитать резервный фонд отпускных в бюджетном учреждении

Журнал «Зарплата в бюджетном учреждении» № 1, Январь 2015

Целесообразность резерва

Изменениями, внесенными вИнструкцию № 157н, введен новый синтетический счет бухгалтерского учета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом, на уровне нормативного акта закреплено право государственных и муниципальных учреждений создавать резервы предстоящих расходов, в том числе резервы на оплату отпусков.

В общем случае подобный резерв целесообразно формировать в случае, когда отпуска персоналу в течение календарного года предоставляются неравномерно: например, все или большая часть работников уходят в отпуск в летнее время – с мая по сентябрь.

Вместе с тем при этом могут учитываться и иные факторы, в частности сезонность продаж учреждениями некоторых видов услуг (что обуславливает неравномерность поступления доходов) или специфика деятельности организации (например, в образовательных учреждениях большая часть отпусков приходится на летнее время, что связано с учебным процессом).

Создание резерва позволяет минимизировать расхождения в себестоимости оказываемых услуг (особенно в тех учреждениях, где удельный вес оплаты труда в себестоимости услуг является существенным). Поэтому второе условие, при котором создание резерва на оплату отпусков будет целесообразным, – формирование себестоимости реализуемых работ и услуг.

Создаем резерв

В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях в обязательном порядке формируется только себестоимость работ и услуг, выполняемых и оказываемых в рамках приносящей доход деятельности.

Однако по совокупности изменений, планирующихся к внесению в Инструкцию № 174н (проект приказа выложен на официальном сайте Минфина России), предполагается формирование себестоимости и услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями в рамках основной деятельности (по выполнению государственного или муниципального задания).

Таким образом, весьма вероятно, что с 2015 года станет обязательным и формирование себестоимости услуг, оказываемых учреждениями в рамках государственного или муниципального задания.

Непосредственно на размер финансовых потоков образование и использование резерва не влияет: суммы субсидий и доходов от реализации платных услуг поступают в соответствии с условиями соглашений и коммерческих договоров, а расходы на оплату отпусков производятся по фактическим случаям. Поэтому основной целью создания резерва в бухгалтерском учете является обеспечение возможности более качественного анализа показателей промежуточной бухгалтерской отчетности и планирование предстоящих расходов – как до окончания текущего года, так и на плановый период.

Еще одним доводом в пользу создания такого резерва может служить условие о выделении субсидий на выполнение государственного или муниципального задания: если субсидии выделяются в течение года равными долями (ежеквартально или ежемесячно), то в периоды, когда количество отпусков меньше среднегодового, субсидия будет предоставляться в размерах, несколько превышающих фактическую потребность, и это превышение может быть использовано в те периоды, когда количество отпусков максимально (в этом случае создается резерв на оплату отпусков).

В соответствии с пунктом 302.1 Инструкции № 157н порядок создания резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики. › |

Расчет резерва ипериод его создания

В нормативных документах не говорится, на какой период может создаваться резерв. С точки зрения экономической целесообразности имеет смысл делать это каждый календарный год (хотя бы потому, что график отпусков утверждается также на календарный год, а без него невозможно спланировать использование резерва).

Указанные элементы должны быть подтверждены данными специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с этих расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Например, общий фонд зарплаты на очередной год установлен в размере 12 млн руб., предполагаемый размер расходов на оплату отпусков – 1,44 млн руб. Таким образом, процент отчислений в резерв будет равен 12 процентам (1 440 000 руб. / 12 000 000 руб. х 100%), а ежемесячный процент – 1 процент от фонда оплаты труда.

В Инструкции № 157н (с учетом последних изменений) схема бухгалтерского учета операций по созданию и использованию резерва не прописана (определены только общие правила).

Соответствующая корреспонденция счетов установлена проектом изменений в Инструкцию № 174н:

операцииДебетКредит
Начислена сумма резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время)109 60 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
401 60 211
«Резервы предстоящих расходов по оплате отпусков»
Начислена сумма резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов)109 60 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
401 60 213
«Резервы предстоящих расходов»
Начислены отпускные, компенсации за неиспользованный отпуск401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда»

Изменение размера резерва

Как быточно ни был определен размер резерва, полное соответствие фактических расходов на оплату труда сумме резерва возможно только в том случае, если текучесть кадров в учреждении нулевая, а размер оплаты труда (и, соответственно, размер отпускных) не меняется в течение года.

Поэтому на практике размер резерва подлежит уточнению.

Теоретически оно может производиться и в течение календарного (финансового) года. Скажем, по итогам первого полугодия или трех кварталов.

Однако обычно корректировка размера резерва выполняется по результатам инвентаризации резерва, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Учтите: при принятии решения о создании резерва на оплату отпусков необходимо внести изменения и в ту часть учетной политики учреждения, которая регулирует состав и сроки проводимых инвентаризаций.

Порядок списания неиспользованного в отчетном году остатка резерва ни Инструкцией № 157н, ни проектом изменений в Инструкцию № 174н не установлен.

По нашему мнению, сумма остатка должна быть присоединена к доходам по соответствующему виду деятельности. Например:

операцииДебетКредит
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в приносящей доход деятельности, к доходам2 401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в основной деятельности, к доходам › |4 401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
4 401 10 180
«Прочие доходы»

Также следует учитывать, что часть работников может не использовать отпуск в том году, когда на него возникло право, и, следовательно, часть резерва, предназначенная для осуществления выплат таким работникам, останется неиспользованной. Хотя отпуск может быть предоставлен в самом начале следующего календарного года.

Учет таких сумм при определении резерва на следующий год, по нашему мнению, неправомерен, поскольку резерв создается за счет себестоимости работ или услуг и должен быть учтен при налогообложении того отчетного периода, в течение которого возникло право на отпуск.

Поэтому учреждение должно иметь право переносить часть сформированного резерва на следующий год (разумеется, при условии что переносимая сумма будет подтверждена соответствующими расчетами).

Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений

То есть при определенных условиях в начале года в учреждении могут существовать два резерва: переходящий остаток прошлого года и сумма резерва, создаваемого в новом году.

Нюансы налогообложения

Резерв наоплату отпусков может быть сформирован и в налоговом учете. Порядок его создания и использования регулируется нормами статьи 324.1 Налогового кодекса РФ. Причем резерв для целей налогообложения формируется независимо от того, имеется ли аналогичный резерв в бухучете. То есть резерв на оплату отпусков для целей обложения налогом на прибыль мог быть создан и в 2014 году.

Так как под налогообложение подпадают только суммы дохода по приносящей доход деятельности, создание резерва на оплату отпусков для целей налогообложения имеет смысл, по нашему мнению, только в отношении тех работников, которые получают оплату труда за счет собственных средств учреждения.

Порядок налогового учета такого резерва аналогичен порядку бухучета резерва, созданного для целей бухгалтерского учета. Поэтому данные бухучета, как правило, могут быть перенесены в регистры налогового учета без дополнительных уточнений и корректировок.

Особенность создания резерва для целей налогообложения – требование об обязательном составлении специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв (абз. 2 п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ).

Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. В соответствии с пунктом 3 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. › |

Резервы отпусков в государственных учреждениях

267.3 «Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций».

Исходя из положений п. 2 ст. 267.

3 НК РФ перечень расходов, в отношении которых бюджетное и автономное учреждение вправе сформировать указанный резерв, не конкретизирован, в связи с чем в своей учетной политике учреждение должно указать, в отношении каких видов расходов он будет формироваться. При этом, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.

Затраты на формирование резервов предстоящих расходов, определенные в размере и порядке, которые установлены ст. 267.3 НК РФ, включаются в состав внереализационных расходов (пп. 19.3 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит еще ряд статей, посвященных правилам формирования тех или иных резервов. Например, ст. 266 НК РФ определяет правила формирования резервов предстоящих расходов по сомнительным долгам, ст. 267.

2 НК РФ — резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, ст. 324 НК РФ содержит порядок определения резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств, ст. 324.

1 НК РФ — порядок учета расходов на формирование резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др.

Возникает закономерный вопрос: могут ли некоммерческие организации создавать резервы, руководствуясь этими статьями?

Статья 267.3 НК РФ не содержит каких-либо указаний или ссылок на то, что формирование резерва предстоящих расходов должно производиться в соответствии с порядком формирования резерва по отдельным видам расходов, предусмотренным указанными статьями НК РФ. Поэтому формирование резерва некоммерческими организациями производится только в соответствии с положениями ст. 267.3 НК РФ.

Источник: https://obd2bluetooth.ru/rezervy-otpuskov-v-bjudzhetnom-uchrezhdenii/

В адвоката
Добавить комментарий