Заболотский старая актриса анализ

Николай Заболоцкий — Старая актриса: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Заболотский старая актриса анализ

В позолоченной комнате стиля ампир,Где шнурками затянуты кресла,Театральной Москвы позабытый кумир

И владычица наша воскресла.

В затрапезе похожа она на щегла,В три погибели скорчилось тело.А ведь, Боже, какая актриса была

И какими умами владела!

Что-то было нездешнее в каждой чертеЭтой женщины, юной и стройной,И лежал на тревожной ее красоте

Отпечаток Италии знойной.

Ныне домик ее превратился в музей,Где жива ее прежняя слава,Где старуха подчас удивляет друзей

Своевольем капризного нрава.

Орденов ей и званий немало дано,И она пребывает в надежде,Что красе ее вечно сиять суждено

В этом доме, как некогда прежде.

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,Здесь дыхание южных растений,И они ее образ, годам вопреки,

Сохранят для иных поколений.

И не важно, не важно, что в дальнем углу,В полутемном и низком подвале,Бесприютная девочка спит на полу,

На тряпичном своем одеяле!

Здесь у тетки-актрисы из милости ейПредоставлена нынче квартира.Здесь она выбивает ковры у дверей,

Пыль и плесень стирает с ампира.

И когда ее старая тетка бранит,И считает и прячет монеты,-О, с каким удивленьем ребенок глядит

На прекрасные эти портреты!

Разве девочка может понять до конца,Почему, поражая нам чувства,Поднимает над миром такие сердца

Неразумная сила искусства!

Анализ стихотворения «Старая актриса» Заболоцкого

Стихотворение «Старая актриса» было написано Николаем Заболоцким в 1956 году и относится к позднему периоду творчества поэта. В это время он глубоко задумывался о том возможна ли внешняя красота без внутренней и наоборот, а также о неразрывной связи эстетики с этикой.

Тема и основная мысль произведения

Темой классического, во многом программного произведения «Старая актриса» является несоответствие между внешним и внутренним, между парадным обликом и мелочной душой, скрывающейся за ним.

Для позднего Заболоцкого характерны этические поиски, в том числе и размышления об этике и эстетике. В стихотворении «Некрасивая девочка» он рассуждает о превосходстве внутренней красоты над внешней.

«Старая актриса» посвящена обратной ситуации, обманчивости физической красоты, ее тленности, обнажающей душевное уродство.

Ребенок не в силах понять, как красавица-актриса превратилась в бранящуюся тетку.

И если изначально читателю кажется, что поэт рассказывает историю о бренности земной славы, о том, что время способно превратить юную женщину, кумира, владычицу, в скорченную старуху, то именно детский взгляд расставляет все по своим местам.

Внешний облик всего лишь стал отражением внутреннего. В поэзии позднего Заболоцкого это характерный прием, когда взгляд ребенка становится символом истинного видения, показывающего человеческую суть.

Иллюзия красоты, которая рушится еще при описании интерьера дома, превращенного в пыльный музей, где «Старая актриса, портреты, альбомы, венки», окончательно утрачивает силу, когда читатель видит бесприютного ребенка, спящего почти на голом полу и целыми днями ухаживающего за этим «ампиром».

В финале произведения становится ясно, что нынешняя внешность актрисы – затрапезная, неряшливая, согбенная – полностью соответствует ее внутреннему содержанию.

И тут поэт с хорошо различимым негодованием ставит перед читателем следующий важный этический вопрос — как искусство может «поднимать над миром такие сердца»? И сам отвечает на него, называя его силу – неразумной.

По мнению Заболоцкого, выраженному и в других его программных произведениях, искусство лишь тогда разумно и истинно, когда в нем есть правда настоящих чувств.

Жанр и размер

Стихотворение написано в жанре философской лирики. Его размер – анапест.

Выразительные средства

Отточенный поэтический талант Заболоцкого, его уникальный стиль нашел выражение и в широте литературных приемов, использованных им. Среди них:

  • эпитеты (бесприютная девочка, капризный нрав, тревожная красота, полутемный и низкий подвал, неразумная сила);
  • гиперболы (владычица наша);
  • анафора (здесь картины…, здесь дыхание//здесь…квартира, здесь она…);
  • сравнительные обороты (похожа она на щегла);
  • риторический вопрос, заданный от лица девочки в последнем четверостишии.

Произведение «Старая актриса» еще один пример того, насколько художественный взгляд на мир присущ Заболоцкому. Портрет главной героини он практически «рисует», тщательно выписывая все детали интерьера.

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Старая актриса на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/nikolaj-zabolockij-staraya-aktrisa/

Заболотский старая актриса анализ

Заболотский старая актриса анализ

Отрывок из книги Петра Вайля «Стихи про меня» → 1 comment for “Николай Заболоцкий. Старая актриса”

«Старая актриса» Н.

Заболоцкий

Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над каждым произведением автора приходится задумываться, чтобы понять, какой смысл он вкладывал в ту или иную строчку.

Человек настолько многогранен и непредсказуем, что даже такой тонкий знаток душ, как Николай Заболоцкий, не берется давать оценку тем или иным поступкам.

Тем не менее, поэт мастерски показывает, что обычная с виду женщина может не только блистать на сцене, но и покорять сердца миллионов людей теми образами, которые она создает. Комната, в которой живет старая актриса, словно бы является продолжением сценических декораций.

Заболоцкий Н — Старая актриса (стих. чит. С.Куняев)

Размышляя о внутренней и внешней красоте человека, Заболоцкий приходит к выводу, что важнее красота души. Именно она способна принести счастье её обладателю и окружающим.

Старая актриса В позолоченной комнате стиля ампир, Где шнурками затянуты кресла, Театральной Москвы позабытый кумир И владычица наша воскресла. В затрапезе похожа она на щегла, В три погибели скорчилось тело.

А ведь, Боже, какая актриса была И какими умами владела! Что-то было нездешнее в каждой черте Этой женщины, юной и стройной, И лежал на тревожной ее красоте Отпечаток Италии знойной. Ныне домик ее превратился в музей, Где жива ее прежняя слава, Где старуха подчас удивляет друзей Своевольем капризного нрава.

Анализ стихотворения николая заболоцкого «старая актриса»

Тем не менее, поэт мастерски показывает, что обычная с виду женщина может не только блистать на сцене, но и покорять сердца миллионов людей теми образами, которые она создает.

Описывая внешность той, которая когда-то была кумиром нескольких поколений, автор отмечает:

«Что-то было нездешнее в каждой черте этой женщины, юной и стройной»

.

В ее жилах явно текла кровь пылких и темпераментных южан, которая дает знать о себе по сей день. Ведь из ослепительной женщины, способной одним взглядом пленять мужские сердца, актриса превратилась в старуху, которая своими капризами изводит окружающих.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Старая актриса»

Автор умышленно не называет имен, так как созданный им образ может подойти ко многим служительницам Мельпомены.

Тем не менее, поэт мастерски показывает, что обычная с виду женщина может не только блистать на сцене, но и покорять сердца миллионов людей теми образами, которые она создает. Комната, в которой живет старая актриса, словно бы является продолжением сценических декораций. Она выдержана в стиле ампир, и «шнурками затянуты кресла», словно корсеты модных барышень.

Вот только ее хозяйка, без грима и нарядов, напоминает щегла, беззащитного и загнанного в угол житейскими обстоятельствами.

Описывая внешность той, которая когда-то была кумиром нескольких поколений, автор отмечает:

«Что-то было нездешнее в каждой черте этой женщины, юной и стройной»

.

Проблема внешней и внутренней красоты в творчестве Н.

Заболоцкого (анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Старая актриса»)

Автор говорит о том, что есть совсем разные лица. Красота – это огромная ценность, она может сводить с ума, подчинять себе, делать её владельца уверенным, тщеславным, надменным.

Но надолго ли? Красота внешняя без внутреннего содержания не может надолго задержать внимание. Внешняя красота пуста. Есть и иные лица: «… подобия жалких лачуг, Где варится печень и

Старая актриса

Подписаться на комментарии к этой публикации.

(Уведомления на e-mail) Комментировать Развитие для Лирикона Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи. Пишете стихи? Хотите опубликоваться в нашем сборнике?

Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам. 5 случайных фактов подарил своей возлюбленной Лиле Юрьевне Брик кольцо с её инициалами — «Л Ю Б».

Будучи расположенными по кругу, эти буквы складывались в бесконечное «ЛЮБЛЮ». Из биографии В. В. Маяковского 7 июля 1965 года на Ваганьковском кладбище была похоронена советская поэтесса . Ее сборники не лежали на прилавках книжных магазинов и не стояли на библиотечных полках.

Считалось, что исповедальность ее поэзии, щемящая откровенность чувств не совсем

Анализ стихотворения Заболоцкого “Старая актриса”

Тем не менее, поэт мастерски показывает, что обычная с виду женщина может не только блистать на сцене, но и покорять сердца миллионов людей теми образами, которые она создает.Комната, в которой живет старая актриса, словно бы является продолжением сценических декораций.

Она выдержана в стиле ампир, и “шнурками затянуты кресла”, словно корсеты модных барышень.

Вот только ее хозяйка, без грима и нарядов, напоминает щегла, беззащитного и загнанного в угол житейскими обстоятельствами. Описывая внешность той, которая когда-то была кумиром нескольких поколений, автор отмечает: “Что-то было нездешнее в каждой черте этой женщины, юной и стройной”.

В ее жилах явно текла кровь пылких и темпераментных южан, которая дает знать о себе по сей день. Ведь из ослепительной женщины, способной одним взглядом

Проблема внешней и внутренней красоты в творчестве Н. Заболоцкого (анализ стихотворений “О красоте человеческих лиц”, “Некрасивая девочка”, “Старая актриса”)

И как здания вызывают разные мысли, разные эмоции, принадлежат разным владельцам, так же различны и лица: “Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом…” В этих строках Заболоцкий говорит о людях, красивых внешне.

Красота – это огромная ценность, она может сводить с ума, подчинять себе, делать ее владельца уверенным, тщеславным, надменным.

Но надолго ли? Красота внешняя без внутреннего содержания не может надолго задержать внимание. Внешняя красота пуста. Есть и иные лица: “…подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг…” То есть лица невыразительные, угрюмые, выражающие усталость, говорящие о проблемах в жизни, это лица, вызывающие, в лучшем случае, сочувствие.

Далее автор говорит о людях скрытных, не пускающих в свою жизнь посторонних.

Источник: https://nomos-deksia.ru/zabolotskij-staraja-aktrisa-analiz-64582/

В адвоката
Добавить комментарий